Инклюзивное образование

С сентября 2018 года  ДОУ работает по программе «Доступная среда» и проекту «Особенный ребенок», функционирует группа кратковременного пребывания (ресурсная группа) для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

   Образовательная деятельность в группе строится на основе реализации:

  • Адаптированной Образовательной Программы (АООП) для детей с РАС;
  • Адаптированной Образовательной Программы (АОП) индивидуально  для каждого ребёнка с РАС;
  • Индивидуальной Программы Развития (ИПР) ребёнка с РАС;
  • Индивидуального плана коррекции проблемного поведения ребёнка с РАС.

               Образовательная деятельность ведется на русском языке.

               Дети имеют нарушения эмоционально-личностного развития и особенности  поведения.  У  всех  воспитанников  диагностированы  расстройства аутистического  спектра  (РАС),  у некоторых  сочетаются  с  разной  степенью  выраженности когнитивных  нарушений.

               Воспитанники с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и  адаптации,  сложности  в  использовании  различных  средств  коммуникации.  У большинства  дошкольников  с  РАС  отмечаются  особенности  мотивационно-волевой  и эмоционально-личностной  сфер.

               Наряду  с  этим  наблюдаются  специфические  особенности восприятия,  такие  как  гипо-  и  гиперсензитивность  в  рамках  одной  или  нескольких модальностей. Дети с РАС испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения  и  чувств  окружающих. 

               Вышеперечисленные особенности негативно сказываются  на  формировании  целевых  ориентиров  воспитанников  с  РАС,  а  также способности к обобщению, переносу и использованию знаний,  умений и навыков в новой ситуации.

               Воспитанники  нуждаются  в  организации  специальных  условий образовательной  среды  с  целью   стимуляции  и  поощрения  активности  ребенка  и увеличения ресурса его самостоятельности и социальной осведомленности. Поэтому работа с ними строится на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)», с учетом программы «Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет», Эрик Шоплер, Минск,  «Медисонт», 2009г.  Для эффективной реализации Программы организовано ресурсное пространство со специфическим оборудованием.

              Оборудование ресурсного пространства используется в работе как с детьми с ОВЗ, так и с остальными воспитанниками ДОУ  в процессе осуществления образовательной и воспитательной деятельности.

              Содержательные и организационные аспекты ориентированы  на  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,  в  том  числе  с  ОВЗ, поддержку  детской  инициативы самостоятельности  и  ответственности  ребенка, социализации, формирования  предпосылок  учебной деятельности.

Описание: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/wp-content/uploads/2012/07/ayt.jpg               Группу посещают 8 детей. Программа рассчитана на детей 2-8 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), зачисление в группу - по заключению ПМПК.

Кадровая обеспеченность:

  • педагог-психолог,
  • учитель-дефектолог,
  • учитель-логопед,
  • тьюторы.

               Для сохранения физического и психического здоровья детей используются современные здоровьесберегающие технологии:

  • «Веселая гимнастика для детей» Е. Железновой,
  • «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, дыхательные упражнения по методике С.Б. Толкачёва, элементы психогимнастики и релаксации. 

              Для достижения  результатов, в работе используются традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми. Это различные виды гимнастик:

  • дыхательная,
  • пальчиковая,
  • артикуляционная,
  • гимнастика для глаз,
  • Су – джок гимнастика,
  • элементы самомассажа,


  • дорожки тактильных ощущений,
  • босохождение,
  • подвижные и спортивные игры,
  • логоритмические упражнения,
  • ежедневная утренняя гимнастика,
  • тематические досуги и праздники оздоровительной
  • направленности.

   Образовательная деятельность ведется по 5 образовательным областям ФГОС ДО.

Ведется активная работа с родителями:

  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • круглый стол «Мы и наши дети»;
  • Праздник, посвященный 8 марта;
  • Новогодний утренник;
  • Акция ко дню распространения информации об аутизме;
  • ежедневные устные консультации;
  • папки – передвижки, буклеты,
  • стендовые консультации на тему:

1. «Как бороться с детскими страхами»

2. «Коррекция эмоциональной сферы детей с РАС методами песочной терапии»

3. « О чем может рассказать детский рисунок»

4. « Подвижные игры - залог здоровья малышей»

5. «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

6. « Пальчиковая гимнастика в коррекции речевых нарушений»

7. «Инновационные методы в работе с детьми РАС: поведенческая терапия АВА для детей с РАС и другими нарушениями»

8. «Как понимать собственного ребенка: общение, взаимодействие, взаимопонимание».

              В группе, создана благоприятная обстановка для детей с РАС в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности, а также введен процесс инклюзии в общеразвивающие группы.

Процесс обучения детей с РАС сложный, но постепенно, совместными усилиями,  преодолимый.